Ботев

Эссе Георгия Маркова "Ботев" транслировалось в Deutsche Welle в 70-х годах 20-го века и впервые напечатано в сборнике "Моему современнику" (2015):

Тяжело, брат, он живет
между дураками непонятыми;
моя душа в тепле тлеет,
мое сердце в горячих ранах.

Отечество я любил с любовью,
свой завет я соблюдаю;
Но я, брат, я проиграл,
эти дураки, как я ненавижу.

"Твоему брату"

Второго июня каждого года неизведанные люди будут наводнять Враца на Балканах в направлении места, где был убит Ботев. Хорошо организованные организации, армия, милиция, товарищи, ученики, партии, пионеры, генералы, писатели, поэты и самые обычные тезки, автомобили, грузовики, автобусы, вертолеты и пешеходы - все идут в честь легенды. Будет фейерверк, церемония для павшей партии, молодежь поклянется жить и сражаться в Ботево, толстые партийные лидеры произнесут пламенные речи, чтобы идентифицировать себя и дело партии с подвигом того, кто действительно верил «Тот, кто падает в битву за свободу, он не умирает».

И это должно быть так. Потому что это было. Полиция или милиция, фашистская организация или коммунистическая, буржуазная или рабочая власть - каждый во все времена записывал Христо Ботева в свои ряды, не спрашивая его. Просто потому, что Христо Ботев - очень необходимый участник для любого дела, замечательный безупречный баннер, который любой может сделать.


Можно подумать, что в этот день каждый дает Ботеву часть чести, что Болгария будет ему навсегда. Но если взглянуть на четко ориентированную церемонию празднования, на пустые и пустые речи, которые сотни ораторов будут стрелять против безмолвной плащаницы на Балканах, и искать то, что называется единством между словами и делами, он поймет, что Ботев это не что иное, как повод или икона перед алтарем свободы, который в определенный день тысячам греховных губ приходится целовать, чтобы обмануть мир, и, возможно, они сами идут по одному и тому же пути.


Скажи мне, скажем, бедные люди,
кто на рабской качели качается?
Вот что прокалывал спаситель
крест уже в ребрах,
или сколько лет ты поешь
"Откажись и спаси свою душу!"

Он или любой из его заменителей,
сын Лойолы и брат Иудеи,
предатель, верный и живой проповедник
нового веса для бедных,
новый Кырджали в новом безумии,
кто продал брата, убил его отца ?!

«Элегия»

Я не знаю, есть ли хотя бы один болгар, который может представить Христо Ботева - человек, живой человек, настоящий человек, флаг, не легенда, не миф, не герой, но человек. Возможно, легенда всегда оскверняет правду, идея героя разрушает образ человека, и мы отдаляемся от человеческого понимания человеческой жизни. Несколько лет назад по государственному решению должен был быть снят фильм о Ботеве.

Я вздрогнул, когда один из авторов фильма сказал мне однажды вечером: «Вы знаете, мы не можем себе этого представить!» И так получилось, что они сняли фильм о Ботеве без Ботева, как 2 июня на имя Ботев, но не Ботев, потому что он, несомненно, не опереттавский воевода, который берет меч у Козлодуя и рычит: «Вперед!».

Но он - одинокий человек, который стоит между камнями в темноте Балкан со всей горечью человека, обманутого нацией, с предчувствием пули, которая придет (впереди или сзади?) Через несколько минут, чтобы отвернуть ее от живого существа в легенде. Он тот, кто пишет другу: «Я пришел к такой жалости, которую не могу описать вам, я живу совершенно бедно, лохмотья, которые я побрил, и мне стыдно выходить на улицы, живя на самом краю Бухареста» На ветряной мельнице вместе с моим соотечественником Василем Дьяконом за мою жизнь не просят: только на два-три дня мы находим хлеб, чтобы утолить голод ... Во всей этой критической ситуации я до сих пор не теряю смелости и не изменяю своей честной речи ... ».


А в другом письме: «Пусть кто-нибудь обвинит меня в самосознании и позвольте мне сказать, что я не презирал даже то, что мог бы быть гораздо более полезным для моей страны.« Неудовлетворенная бедность убила мой талант и мою жизнь ... » ,

Все современные ораторы у памятника Ботеву говорят о нем как о некоем героическом факте. Поэт-революционер родился и пал на свободу. Вот почему этот несколько абстрактный образ Ботева позволяет претендовать на это любой организации. Более того, по мнению некоторых современных Ботевоведов, если бы Ботев был жив, он бы наверняка закончил свою жизнь в качестве члена партии Дедушки Благоев.

Если мы посмотрим на жизнь этого лихорадочного мальчика-калофера, то обнаружим две черты - непослушание существующему и поиск истины. Я бы назвал всю жизнь поиска Ботева истиной бескомпромиссным, преданным, травмирующим и трагическим поиском истины. Если мятежный молодой человек найдет все объяснения в гниющем трупе Османской империи, печатник из Бухареста и спутник Каравелова будут искать их в трагической картине мира, на которую ссылаются Бакунин и Ночеев. Если Свобода в свои первые годы существует только в одном измерении - освобождение от турок, она позже осознается во всей своей сложной многомерности и, прежде всего, как качество личности. Следовательно, Христо Ботев не может быть образцовым членом партийной организации избирателей или товарищем, аплодирующим портрету каждого последовательного лидера. Если кто-то подумает подумать и сравнить Христо Ботева с теми, кто прославляет его имя, он обнаружит пробелы в несовместимости.


Опять в поисках живых черт живого Ботева мы подходим к вопросу о счастье. Людей на земле можно разделить на двоих - людей, которые счастливы, когда они хороши и добры к себе. И люди, которые счастливы, когда другие счастливы. Весь характер Ботева пронизан этой поистине феноменальной жертвой за счастье других. Естественно, что те, кто несчастен, порабощен, эксплуатирован, обманут, обманут, унижен. 28-летний болгар, который хочет раздать себя, чтобы заблокировать все источники страданий, независимо от того, как его зовут.


Много лет назад Христо Ботев преодолел жестокие заблуждения теоретиков, философов и идеологий, ложно построенных на ложных идеях для масс, народов. Чтобы прийти к единственной истине, великое откровение, что все начинается и заканчивается в индивидуальной человеческой личности. Свобода как необходимость личности, справедливость как необходимость личности, честность как необходимость личности. Нет честных столов, нет честных столов, нет свободных столов. Ваше присутствие на столе уже выводит вас из категории свободных существ.


Вдохни всех, о Боже!
любовь жива ради свободы -
бороться с кем он может
с опасностями людей.


Также поддержите меня за руку,
когда раб царит,
в рядах борьбы
быть укромным уголком, а я могилой!


Не дайте ему остыть
горячее сердце за границей,
и пусть мой голос пройдет
тихо, как пустыня! ...

"Моя молитва"

Воспоминания современников о Ботеве приносят нам еще одну черту - его человечность. Что-то верно в утверждении профессора Николая Райнова о том, что Ботев - политик человечества, что Ботев - бунтарь человечества, а Ботев - поэт человечества. Эти определения глубоко чужды современным болгарским представлениям о политике и поэте. Не говоря уже о том, что Ботев никогда не считал себя великим поэтом, еще одно различие между ним и его современными болгарскими коллегами.


Друг Ботева в 1865 году, Георгий Смилов, писал: «Ботев никогда не бросал ему вызов, и, если он когда-либо появлялся, он сопровождал свои возражения веселым тоном, с улыбкой, всегда предрасполагающей его противника к нему, и когда борьба приняла горячий характер, он не стал он просто не забыл и не произнес ни слова, но своей добротой он заставил атлетов смягчать свои чувства и любезно относиться к нему ... Я не знаю среди его тогдашних товарищей, что у него был враг ".


Когда Ботев-Чит проходит через деревню Борован, жители которой, вместо того, чтобы приветствовать своих освободителей, были подавлены и не только не присоединились к очереди, но даже не дали ей поесть, и кто-то предложил наказать деревню, Ботев махнул рукой он сказал: «Насильственной красоты не бывает!»

Любой, кто читал произведения Ботева, все, что осталось от его руки, поражен его любопытством, я бы сказал, безграничное любопытство его разума. Можно сказать, что в то время едва ли найдется другой болгар, который знал бы пульс того времени, когда он так хорошо жил. И это любопытство раскрывает нам глубокую антидогматичность его разума. Как Эмерсон, Ботев сегодня не боится отрицать то, что он принял вчера и завтра, то, что он принял сегодня, ибо таков закон искателей истины. Поэтому невозможно представить, что Ботев застрял в нелепой неподвижности марксизма или любого другого вероучения. И критерием принятия или отклонения явления, теории или идеи является лишь его гуманный инстинкт - насколько это хорошо для людей.


Ботев творит и живет с идеалом «внутренней человеческой красоты», как он называет это в одном из восьми писем «Послания с небес». И эта «внутренняя человеческая красота» отправила его на Враца на Балкан, чтобы испытать равные минуты по его трагедии того часа, когда Петр отрицает Христа и смерть приходит, чтобы поддерживать его навеки.

И 2 июня - это не день новаторской фанфары и всей блестящей ракетной чепухи парада пергамента, а день, чтобы вспомнить и попытаться представить себе этого человека, болгарина, который обладал чистейшим и легким духом, которым является болгарская земля. культивирование. Революционер, который был человеком, поэт, который был человеком, и человек, который был человеком.

О, моя мама, моя дорогая леди,
почему так жаль, так плачет?
Гранат, ты, черт, черт,
на чьей могиле ты так безобразно благодарен?

* Эссе Георгия Маркова публикуется Порталом культуры.

Георгий Марков родился 1 марта 1929 года в Княжево. Окончил промышленную химию и работал инженером-технологом. В 1961 году вышла его первая книга «Поллата» и сборник рассказов «Между днем ​​и ночью». В 1962 году вышел роман «Мужчины», получивший лучший роман премии года. Вот книги «Победители Аякса», «Портрет моей двойки» и «Женщины Варшавы», благодаря которым она получила имя одного из самых талантливых болгарских писателей 1960-х годов. Партийная цензура не позволяет публиковать его роман «Крыша». В 1969 году писатель отправился в Италию в гости к своему брату Николаю. Он поселился навсегда в Лондоне, где стал полноправным партнером Би-би-си. Он также является соавтором Deutsche Welle и Радио «Свободная Европа». В августе 1974 года его пьеса «Архангел Михаил» получила первый приз на Эдинбургском международном театральном фестивале, а за несколько месяцев до этого - его пьеса «Бег». под дугой ». 7 сентября 1978 года на мосту Ватерлоо в Лондоне Георгий Марков был ранен в правое горло отравленным ударом агентом спецслужб коммунистической Болгарии. Писатель умирает 11 сентября в лондонской больнице Сент-Джеймс после своей смерти на Западе, «Очерки» и «Отчеты о неполной занятости для Болгарии». Они были опубликованы в Болгарии только после 10 ноября 1989 года.

Текст эссе опубликован с любезного разрешения Любена Маркова.

[1] Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882), американский писатель и мыслитель, основатель трансцендентализма, посвятил свою жизнь поощрению свободы личности. бром

Мы будем рады, если вы поддержите электронное издание Mediapool.bg, чтобы вы могли и впредь полагаться на независимые, профессиональные и честные информационные и аналитические СМИ.

Поддержите нас

Подпишитесь на самые важные новости, анализы и комментарии о событиях дня. Информационный бюллетень отправляется на ваш электронный адрес каждый день в 18:00.

подписка Впереди или сзади?
Все права защищены. © 2016